Пути праведников

В венской бухарской еврейской синагоге «Шаарей Овадия», как и во всех наших синагогах проводятся познавательные уроки по святым книгам нашего народа. Не давно с группой молодых людей общины мы разбирали главу «геава – гордость» из книги «Орхот цадиким — Пути праведников», но только не большую её часть. Мы считаем, что эта серьёзная тема, к которой нужно чаще обращаться.

      Свою беседу мы начали о степени гордости.  Но сначала сделали не большой обзор по всем вратам — так называются главы книги. Так-как человеческая натура, она сложна и, к сожалению, больше расположена ко злу, чем к добру — Вс-вышний призывает нас, всё-таки постараться взять себя в руки, быть предельно осторожными и умными, чтобы не встать на путь злого умысла.

Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь, благословен Он, и предостерег нас в Своем Учении, как сказано: «Остерегись, дабы ты не забыл Всевышнего» (Дварим 8; 11), ибо гордец забудет своего Создателя, как написано: «И скот твой, и овцы твои умножатся, и серебро и золото умножатся и возвысится сердце твое, и забудешь Всевышнего и скажешь ты в сердце своем: моя сила и мощь руки моей сделали мне это богатство. Но помни Всевышнего, ибо Он дает тебе силу разбогатеть» (там же 8; 13-18). И о царе сказано: «Дабы не возвысилось его сердце над братьями его» (там же 17; 20). Если Закон предостерегает даже царя, тем более простым людям не следует властно обращаться друг с другом!

Гордость бывает двух видов: гордость своим телом и гордость своими деяниями, степенями мудрости и добрыми делами. Гордость человека своим телом также содержит два вида, один вид добрый и один — дурной. А вот, что сказано о дурном виде гордости человека телом: — если гордость преобладает в сердце, она будет владеть всем человеком целиком, от головы до пят. И глазами его тоже, как написано: «Глаза гордые…» (Мишлей 6; 17). Ушами — ибо гордец не услышит стенаний несчастных бедняков. Обонянием носа — стоя возле бедных или входя в их дома, гордец скажет: «от них отвратительный запах!». А также словами его, — ибо из гордости станет лгать о праведнике. Гордость проявляется и в еде, питье, в одежде тоже, ибо одежда гордости — одежда не еврея. И ещё много написано в этой книге, раскрывающей суть гордости, как о человеческом пороке не угодном Всевышнему. И сказал Он Всемогущий: «Я, и он (гордый), не можем ужиться в этом мире».     

Авнер Мотаев

То, что я изложил в этом небольшом очерке, на основании сказанного нашими мудрецами, это только маленькая часть из той глубокой и мудрой книги, суть и смысл, которой очень глубоки. И советую каждому человеку, бережно взять в руки этот сборник человеческих достоинств и пороков, и внимательно начать его изучать, он может изменить жизнь любого, кто обратит на него внимание и только в лучшую сторону.

А для нашей группы молодых людей, она останется хорошим пособием и мы чаще будем обращаться к ней для коллективного изучения, чтобы познать правду, которую часто трудно увидеть и прочувствовать о порочности гордыни и её разрушительной силе.

Авнер МОТАЕВ,

Вена – 2020 г.

Бухарские евреи в Израиле и мире
BJC

БЕСПЛАТНО
ПОСМОТРЕТЬ