У нас есть правительство — незнакомое чувство?

После полутора лет толчеи и суеты выборов уже сложно и вспомнить, что с этой штукой делают. Сложно и нам, публике в зале, и самим вождям (или слугам) народа там, на политической сцене. Все привыкли к этому затянувшемуся антракту. И теперь, когда занавес опять поднят, надо вспоминать, по какому сценарию должно развиваться действие.

Половина правительства у нас не то что министерства – сам зал заседаний Кнессета до недавнего времени видели только в телевизоре. На счастье этих салаг (и на наше) рядом будут старослужащие «национально-мракобесного» призыва. Они и объяснят, как пригнуться и попасть не под рикошеты и осколки, а на Доску Почета в СМИ, как рапорты писать и как на повышение идти. Научат.

А вот нам – гражданам по эту сторону телевизора – придется тяжелее. Потому как мы за годы этого реалити-шоу отвыкли от того, что мы тоже активные участники процесса. А вовсе даже не зрители. Что мы тоже «право имеем…(дальше по тексту)». Что мы можем — и есть у нас на то все инструменты – влиять на работу и Кнессета, и правительства. И что наш голос можно использовать не только в день выборов, засовывая бумажку в конвертик.

Кстати о голосе. В нашей традиции (той самой, национально-мракобесной) есть конкретная история про использование нашего голоса. Аккурат 28 нисана – ровно через две недели после перехода Иордана почтенной публикой под руководством Йегошуа Бен-Нуна. Предыдущие 6 дней народ – как мы помним – ходил вокруг Иерихона. Впереди шли 7 коэнов и трубили в трубы – а народ молча шел за ними. Пока не наступил седьмой день.

На этот раз мы обошли стены Иерихона семь раз, каждый раз трубя. И стены города пали. Но многие по ошибке считают, что пали от этих самых «иерихонских труб». Нет. В конце последнего обхода Йегошуа обратился к молчавшему доселе народу, и велел крикнуть изо всех сил. И ИМЕННО от этого крика народа стены пали. И исчезли в земле.

Это было первое чудо, сотворенное Им для народа уже в его земле, Эрец-Исраэль. Как толстый намек на то, что даже чудо нам надо заслужить своим усилием. И нам стоит уметь пользоваться именно своим голосом для результата. И сейчас мы стоим во многом в похожей ситуации. В том числе там же, в Иорданской долине. На которую нам надо распространить наш суверенитет, и закончить уже освобождение всей нашей страны, начатое в Войну за Осовобождение.

Перед нами стоят задачи распространения суверенитета не только на Иорданскую долину. Или в Иудее и Шомроне. На территориях в Негеве и в Галилее тоже не помешает укрепить государственную власть. Но суверенитет – это не только территориальное понятие. Его нет все в той же судебной системе, ставшей крупнейшей антисионистской автономией внутри госаппарата, нет в системе образования – от начальных классов до университетов, пропитанных все тем же левым радикальным анархизмом.

Суверенитет – это декларация власти суверена на подконтрольном ему пространстве. А суверен – вы не поверите – это мы с вами. А не учёные (и богатые на своих гораздовышесредних зарплатах) судьи и еще более всезнающие комментаторы в новостях. И именно мы должны пользоваться своими правами, узнавать их, и защищать. «Громким криком» — если потребуется.

А последние годы нам надо было «кричать» все время. Требуя судебной реформы:

1. разделения властей — невмешательства судов в дела власти законодательной,

2. принятие закона о БАГАЦе (сегодня деятельность этого самого могущественного органа НИЧЕМ не регламентиорована, только одним коротким параграфом в Законе о Судах.)

3. изменения схемы назначения судей – для обеспечения прозрачности и подконтрольности системы, и многое другое.

И кроме судебной, ждут своей очереди глубинные реформы госаппарата чиновников — для укрощения бюрократии, и просвещения – для восстановления обучения следующего поколения в духе сионизма, и идеалов первых халуцим. Реформа экономики – для активного поощрения мелкого бизнеса как двигателя экономики, а не как помехи спокойному существованию бюрократии.

Ситуация с китайским вирусом – прекрасный повод пересмотреть массу старых «аксиом», заблуждений и просто накопившихся ошибок, и сбоев системы. И эту ситуацию нам – да, нам с вами — надо использовать в нашу пользу, крикнуть из всех сил и развалить все стены и преграды, отделяющие нас от того свободного и процветающего национального государства еврейского народа, в котором мы все хотим жить.

Михаэль Лобовиков

Бухарские евреи в Израиле и мире